JA Argo - шаблон joomla Авто

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), как альтернатива государственному пожарному надзору

2018-09-26-01

Статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что независимая оценка пожарного риска (далее – НОР) (аудит пожарной безопасности) – это одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. НОР является альтернативой Государственному пожарному надзору. Федеральный закон даёт собственнику право выбора, кто будет оценивать объект на соответствие требованиям пожарной безопасности: государство в лице пожарного инспектора или независимая экспертная организация.

В первом случае эта процедура проводится в сроки, определённые планом проверок, независимо от желания собственника (без приглашения) и бесплатно. Однако, если при проверке выявляются нарушения, то выдаётся обязательное для исполнения предписание и накладываются штрафные санкции. В случае же повторного нарушения объекту грозит приостановление деятельности на 90 суток. Выдача предписания влечёт за собой обязательную внеплановую проверку с теми же последствиями. При этом в случае невыполнения предписания накладывается ещё и дополнительный штраф.

Во втором случае услуга по проведению пожарного аудита является платной, проводится на основании договора в согласованные сроки, по результатам выдаётся заключение о НОР.

Разберем основные плюсы проведения независимой оценки пожарного риска.

Не включение в план проверок. Объекты, на которые имеется заключение о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, не включаются в планы проверок органами ГПН в течение срока, установленного п. 44 Приказа МЧС России от 30.11.2016 г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», с даты регистрации заключения НОР (от 1 до 10 лет в зависимости от присвоенной объекту категории риска). Кроме того, в соответствии с п. 3 «а» Приложения к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, категория риска объекта подлежит снижению на одну ступень при наличии заключения о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, что повлечёт за собой уменьшение периодичности проверок. Например, если объект ранее был отнесён к категории умеренного риска (периодичность проведения плановых проверок не чаще чем 1 раз в 10 лет), то при получении положительного заключения НОР, объект переводится в категорию низкого риска, для которой проведение плановых проверок не предусмотрено. Нет проверок, а соответственно нет предписаний, штрафов и, что самое важное, нет угрозы приостановки деятельности.

Упрощенная процедура проведения проверок. В случае, если объект уже включен в план проверок, то проверка будет проведена в любом случае. Но при наличии положительного заключения НОР инспектор вправе проверить только те требования, которые отражены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме». Данное требование установлено п. 63 Приказа МЧС России от 30.11.2016 г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».

НОР позволяет не соблюдать обязательные требования пожарной безопасности (только в случаях, когда выполнение требований не представляется возможным по причинам, не зависящим от собственника объекта защиты). НОР позволяет обосновать допустимость отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности. Делается это путём расчёта пожарного риска с учётом имеющихся нарушений.

Актуально для зданий, в которых: выполнение требований нормативных документов сопряжено со значительными затратами (в отдельных случаях дешевле снести здание и построить новое); выполнение требований нормативных документов противоречит архитектурным или дизайнерским концепциям (решениям); отсутствует техническая возможность выполнения требований нормативных документов; ранее выдано предписание по устранению нарушений (допустимость нарушения обосновывается при проведении НОР, в этом случае нарушение в предписании отмечается как устранённое без фактического устранения, при этом штраф за невыполнение предписания не накладывается).

Проверка объекта защиты на соответствие требованиям пожарной безопасности. В соответствии с нормативно-правовыми актами МЧС России Заключение выдаётся заявителю после проведения проверки организации, при этом в случае выявления нарушений выдаётся отрицательное заключение, но при наличии заключения НОР о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности положительное заключение МЧС выдаётся без проверки объекта.

Собственник объекта защиты получает полную информацию о реальном состоянии пожарной безопасности своего объекта. По результатам проведения НОР собственник получает полную, всестороннюю и достоверную информацию о реальном состоянии пожарной безопасности объекта. Наличие такой информации позволяет: выявить потенциально опасные места (помещения, участки, процессы), создающие непосредственную угрозу возникновения пожара, гибели и травмирования людей при пожаре; получить объективную оценку состояния (исправности, работоспособности, соответствия нормам и проектной документации) систем противопожарной защиты (сигнализации, пожаротушения, оповещения, противодымной вентиляции, противопожарного водопровода), а также выявить недостатки, допущенные сторонними организациями при проектировании, монтаже и техническом обслуживании этих систем; разработать концепцию системы обеспечения пожарной безопасности с учётом риск-ориентированного подхода; реализовать на объекте систему гибкого противопожарного нормирования, в основе которой лежит право собственника рисковать своим имуществом при условии обеспечения допустимого пожарного риска; ранжировать мероприятия по степени важности (опасности); планировать выполнение противопожарных мероприятий и их финансирование с учётом обоснованного риска.

Указанная информация не может быть получена при проведении проверки органом ГПН по следующим причинам: ограниченное количество времени на проверку, жёстко регламентированное законодательством; отсутствие заинтересованности объекта в выявлении нарушений инспектором (не показывается весь объект, «теряются» ключи от «проблемных» помещений, не предоставляются все документы); низкая квалификация инспектора и отсутствие опыта; отсутствие у инспектора технической возможности проведения испытаний и экспертиз; отсутствие заинтересованности инспектора (как правило, переписываются нарушения из старых предписаний); инспектора «боятся» выявлять новые нарушения («я не умнее моих предшественников», нарушения могут быть обжалованы с возможными негативными последствиями по службе); инспектор не обязан разрабатывать мероприятия по устранению нарушений, предлагать наиболее эффективные способы устранения недостатков (в предписании просто указывается нарушение, а как его устранить – это не проблема инспектора, т.к. это не входит в его должностные обязанности).


Подготовил Артём Новиков, старший инспектор отделения НДПР г. Вуктыла